«Девятаев»: Лучше быть мертвым героем, чем живым предателем

Home » Армия и флот » «Девятаев»: Лучше быть мертвым героем, чем живым предателем

«Девятаев»: Лучше быть мертвым героем, чем живым предателем

                    Начинать статью про фильм с&nbsp;таким удивительно оригинальным названием задача решительно фрустрирующая. &laquo;&bdquo;Девятаев&ldquo;&nbsp;&mdash; фильм о&nbsp;летчике Девятаеве&raquo;&hellip; Тут сразу приходит мысль о&nbsp;том, что раньше-то названия были поэтичнее, красивее. &laquo;Иди и&nbsp;смотри&raquo;, &laquo;Баллада о&nbsp;солдате&raquo;, &laquo;Летят журавли&raquo;. Ну&nbsp;здорово ведь! Что-то с&nbsp;душой, с&nbsp;режиссерским трепетом над картиной. &laquo;Семнадцать мгновений весны&raquo; всяко будет интереснее, чем &laquo;Штирлиц&raquo;. Такое чувство, что наш кинематограф совсем потерял лицо.</p> <p>В&nbsp;общем, настоящий Девятаев Михаил Петрович&nbsp;&mdash; лётчик-истребитель, который попал к&nbsp;немцам в&nbsp;плен, чудом выжил в&nbsp;концлагере под чужими документами, а&nbsp;потом сбежал, угнав самолёт и&nbsp;заодно карты с&nbsp;точными координатами стартовых установок &laquo;Фау-2&raquo;, которые предопределили наш прорыв в&nbsp;космической программе. Бежал не&nbsp;один, а&nbsp;целой группой из&nbsp;десяти человек. По&nbsp;возвращении домой был помещён в&nbsp;фильтрационный лагерь, который раньше был немецким концлагерем. Девятаев лично консультировал Королёва и&nbsp;советских специалистов, показывал места, где производились ракетные узлы, и&nbsp;их&nbsp;стартовые площадки. История как будто вообще не&nbsp;из&nbsp;реальной жизни, поверить в&nbsp;неё трудно. Но&nbsp;нет, то&nbsp;ли&nbsp;Девятаев грандиозный счастливчик, то&nbsp;ли&nbsp;мир вполне себе восприимчив к&nbsp;чудесам. Он, кстати, ушел из&nbsp;жизни не&nbsp;так давно&nbsp;&mdash; в&nbsp;2002-м в&nbsp;85 лет. Он&nbsp;не&nbsp;был героем, забытым родиной.</p> 
У&nbsp;старшего поколения имя на&nbsp;слуху. У&nbsp;младшего не&nbsp;очень. Следовательно, целевая аудитория вроде как ясна, фамилией козыряют именно перед более возрастной группой. Но&nbsp;возрастное ограничение расширено до&nbsp;12+, в&nbsp;фильме никто бранного словечка не&nbsp;скажет, Прилучный в&nbsp;конце концов играет, которого молодежь вроде как должна знать по&nbsp;нескольким сериалам. Значит, кино должно нести просветительскую деятельность&nbsp;&mdash; молодые ребята узнают ещё об&nbsp;одном герое Великой Отечественной, уровень патриотизма резко возрастёт и&nbsp;цель будет выполнена. Но&nbsp;ребятам нет дела до&nbsp;неизвестного им&nbsp;Девятаева! Их&nbsp;даже и&nbsp;не&nbsp;пытаются завлекать как-то иначе. Вот и&nbsp;выходит ситуация: фильм старается быть слишком молодежным для мужиков за&nbsp;40, а&nbsp;той самой молодежи он&nbsp;не&nbsp;сдался в&nbsp;принципе. Говорят, в&nbsp;прокате хорошо пошёл, но, когда я&nbsp;ходил, в&nbsp;зале было человека четыре.

Прилучный в роли широкоплечего советского ветерана вызывал большие сомнения. На эту роль хотели взять Козловского, но мне кажется, это тоже не очень хороший выбор. Неужели в стране нет людей с лицом попроще? Спасибо хоть, что не Петров. Но в итоге Прилучный как будто бы преобразился по ходу фильма, начинаешь ему как будто бы верить. А вот антогонисту-предателю (Павлу Чинареву) — не очень. Не из-за того, что тот недоигрывает, а из-за того, что сама по себе эффектная история не нуждается в дешёвых конфликтах. В этом случае — крепкой дружбы и горячего патриотизма. Но стоит отдать должное — это сделано не очень плохо. Тот самый антогонист — бывший сослуживец Девятаева, который перешёл на сторону врага, — вроде и хороший парень, и родину любит (хоть и продался за пиво с сосисками), и другу всеми силами помочь пытается. Но он не хочет бежать, потому что уже предатель. Де-юре он мертв для своей страны, мертв для отца, которого так боится разочаровать. А быть мертвым героем куда лучше, чем живым предателем. Нормальное раскрытие ненужного персонажа. Браво!

Всё сделано красиво. Это вам не&nbsp;советская &laquo;Охота на&nbsp;единорога&raquo; с&nbsp;наивными попытками показать взрыв самолета в&nbsp;воздухе через рваный монтаж. Происходящее действительно зрелищно и&nbsp;дорого. Разминирование бомбы или угон бомбардировщика&nbsp;&mdash; хорошие, динамичные сцены, которые запомнятся зрителю. По&nbsp;всей видимости, ради зрелищности фильм и&nbsp;затевался. Аттракцион про героев отечественной войны. Зритель, который будет в&nbsp;зале именно ради спецэффектов и&nbsp;громких звуков, не&nbsp;разочаруется.</p> <p>Но&nbsp;фильм не&nbsp;даст каких-то глубоких переживаний, тоски, размышлений. Не&nbsp;за&nbsp;этим всё делалось. Конечно, по&nbsp;выходе из&nbsp;зала ты&nbsp;его не&nbsp;забудешь, даже полезешь искать, кто такой этот Девятаев. Но&nbsp;не&nbsp;больше. Это вам не&nbsp;та&nbsp;же&nbsp;&laquo;Охота&raquo;, где первая сцена&nbsp;&mdash; заключенный лётчик-истребитель, услышавший &laquo;Марш авиаторов&raquo; в&nbsp;Гулаге. Хоть советский фильм и&nbsp;снят за&nbsp;три рубля, но&nbsp;веришь, сопереживаешь! Сурово и&nbsp;просто. Может, та&nbsp;самая душа, которой так не&nbsp;хватает современным вещам?</p> <p>А&nbsp;если оценивать &laquo;Девятаева&raquo; как аттракцион, то&nbsp;и&nbsp;говорить больше не&nbsp;о&nbsp;чем. Да, красиво, да, не&nbsp;стыдно. Поднимет&nbsp;ли это уровень патриотизма? Вряд&nbsp;ли. И&nbsp;это высшая оценка для почти всего нашего кинематографа, который так усердно делает под Голливуд. Либо под себя. Ну&nbsp;есть&nbsp;же то&nbsp;размытое, такое родное, хоть и&nbsp;забытое лицо своего кино? Почему вы&nbsp;не&nbsp;приведете его в&nbsp;порядок, товарищи кинематографисты?</p> <p> </p>

<

Сейчас читают   Пути модернизации противокорабельной ракеты «Нептун»

p style=»text-align:right;»>
Источник

Сатирический журнал "Время" Все тексты категории "Сатира" на этом веб-ресурсе представляют собой гротескные пародии и не являются реальными новостями.

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика